Главная | Журнал | Регистрация | Вход | Привет Гость | > Google Translate   | bc | vk | fb | sc | tele |

АВТОРЫ
Хенрик Мейеркорд / Henrik Meierkord
Crazy Compass
Somebody Bo (Александр Бождай)
Библиотека состояний / State Library
Анхель Онтальва / Ángel Ontalva
sokpb avabodha
Нюра Заяц / Anna Zayats
Senogul
Шумилов Бор
Assembly of honey
Ясный - Svetly
plushandplastix
Марко Луччи / Marco Lucchi
Гаутам Карник / Gautam Karnik
Pro.Tone (Patrick Frey)
Geluidenfabriek
Dead Lincoln (Theresa Flores)
TIJ (The Inconsistent Jukebox)
Eco Rem (Pedro Acevedo)
Deep Man (Laurent Donckers)
Vitamin.D.D.Fish In Sea
The Black Diamond Train
Александр Зузук / Deerevnia / Not So Evil
Luciole Langevine (Anne Couëdel)
Samy Ben Rabah
Виктор Малышко
Янне Нуммела / Janne Nummela
Михаил Медведев / Mikhail Medvedev
Zach Schneider
Vincent Eoppolo
Unearth Noise
Steve Layton
Главная » Журнал » Фонотека



Микротоновая музыка

Большинство людей привыкло воспринимать музыку как один из видов искусств. Как средство изображения и передачи картин мира, идей, эмоций, настроений от композитора к слушателю через звуковые волны. Но если взглянуть на это под другим углом, то можно увидеть в музыке целое научное направление на стыке математики, физики, психологии. Музыка подчиняется определенным внутренним законам и именно этот факт позволяет нам без труда отличать музыку от простого шума. Как и в любой другой науке, законы не берутся с потолка и не висят в воздухе. Они опираются на фундамент аксиоматики. Компактный набор простых и непротиворечивых аксиом выступает в роли неделимых и недоказуемых строительных блоков. Аксиоматика это «символ веры» для любой науки. Но с другой стороны, не следует забывать, что аксиомы это просто набор договоренностей между людьми, алфавит языка, с помощью которого можно хоть как-то описать происходящее вокруг нас. Очевидно, что таких договоренностей может быть сколько угодно. И каждая принятая аксиоматика будет порождать свой собственный мир. Кирпичики аксиом могут бесконечно сложно комбинироваться друг с другом при помощи определенных логических правил и выстраивать предельно сложные конструкции. Такова внутренняя механика любой современной науки. И музыка здесь не является исключением.

На протяжении всей культурной эволюции человека продолжались поиски идеальной музыкальной аксиоматики – той системы координат в которой можно было бы представить все слышимое звуковое пространство, позиционировать в нем любые звуки, задавать правила их композиции. Такую систему координат сегодня принято называть темперацией. Темперация это способ разбиения (квантования) непрерывного звукового континуума на фиксированные интервалы. Начиная с XVII – XVIII веков, в европейской музыкальной культуре принято использовать хроматическую 12-ступенную темперацию. Попросту говоря, октава делится на 12 равных интервалов. Один такой интервал называется полутоном и это минимально допустимое расстояние между двумя соседними звуками. Именно к такой системе адаптированы большинство известных нам музыкальных инструментов (фортепиано, гитара, скрипка и др.). К примеру, при всем своем желании, вы не сможете извлечь на пианино звук, который находится между нотами «Фа» и «Фа диез» (при условии, что пианино настроено общепринятым образом). Факт наличия 12 равных интервалов определяет в современной классической и эстрадной музыке практически все: звукоряд, виды созвучий, законы музыкальной композиции, устройство музыкальных инструментов, технику игры, нотную запись и т.п. Более того, наш слух настолько привык к музыке хроматической темперации, что интуитивно отвергает построения на основе иных темпераций, воспринимая их как явную фальшь.

Но что делать, если композитору становится тесно в строгих рамках 12 интервалов, чтобы вместить туда все бушующее разнообразие мира? Если хочется слышать и использовать огромную палитру звуков, сокрытых внутри полутоновых интервалов? Если хочется создавать кардинально непохожую ни на что музыку? Ответ очевиден – нужно изменить музыкальную аксиоматику, попытаться использовать иные подходы к темперации.

Помня о том, что всякая аксиоматика во многом зависит от культурно-религиозного и исторического контекстов, было бы полезным взглянуть на музыкальные миры других эпох и народов. И в самом деле, оказывается, что древняя Греция, арабская и восточные культуры придерживались несколько других музыкальных канонов. Так, например, в древней Греции основы музыкальных законов были выработаны Пифагором и имели строго математическую природу. В поисках секрета всеобщей гармонии, Пифагор увязал воедино базовые геометрические пропорции и формы, физические и астрономические показатели (например, расстояния между планетами – «музыка сфер»), музыкальные правила. Фактически, Пифагор поставил знак равенства между музыкой, математикой и природой, начав грандиозную историческую «игру в бисер», которую подхватили и продолжили представители многих последующих эпох и цивилизаций. Пифагоров музыкальный строй определял существование интервалов более узких, чем полутон (так называемая, пифагорова комма).

Богатая культура древней Индии также рассматривала музыку в комплексе с учениями о математике, астрономии, мистике, магии. Так, в трактате “Натьяшастра” (IV-I вв. до н. э.) приводится развернутое описание элементов музыкального языка. Звукоряд индийского лада состоял из семи главных тонов и имел сакральный смысл (ассоциировался с семью планетами Солнечной системы). При этом интервальное строение звукового континуума выглядело весьма оригинально - октава делились на 22 неравных интервала, каждый из которых мог стать исходным шагом для построения нового лада. На все это накладывались особые исполнительские практики, связанные с психо-эмоциональным состоянием исполнителя (мантра-йога).

В средневековой арабской культуре существовала 17-интервальная система, сведения о которой дошли до нас благодаря научным трудам Сафиада-Дин-Абдуллумина аль-Урмави (XIII век).

Средневековая Европа также богата теориями необычных темпераций. Достаточно лишь краткого их перечисления: 31-ступенная темперация Николы Вичентино (XVI в), 55-тоновая темперация (Жозеф Совёр, XVII-XVIII вв.), 53-тоновая темперация (Николаус Меркатор, XVIII в.).

И конечно же наиболее пышный рост подобного рода изысканиям обеспечили европейские авангардисты конца XIX – начала XX веков (Скрябин, Магер, Штайн, Вышнеградский, Римский-Корсаков, Хаба, Мёллендорф и др.).

Общим отличительным свойством большинства альтернативных темпераций является наличие микротонов - более узких нежели полутон интервалов музыкальной шкалы. Музыку, созданную с использованием микротонов, принято называть микротоновой музыкой. На самом деле, для обозначения этого музыкального явления существует много других терминов: микрохроматика, ультрахроматика, экмелика, ксенгармония, микродименсионная музыка и т.п. Специалисты – искусствоведы не ставят между ними знака равенства, справедливо указывая на ряд тонкостей и различий. Но поскольку данное описание не претендует на роль строго научного исследования, а является поверхностным популярно-повествовательным изложением, то во избежание дальнейшей путаницы будем использовать самое простое и популярное название – микротоновая музыка.

Очень важно обратить внимание на проблемы, связанные с исполнением микротоновой музыки. Ведь большинство известных инструментов рассчитаны на исполнение музыки в традиционном 12-ступенчатом равномерно-темперированном строе. Однозначного решения этой проблемы нет и быть не может. Различные энтузиасты подходили к ней совершенно по-разному: препарировали традиционные инструменты, использовали ансамблевые сочетания разных инструментов, конструировали совершенно новые инструменты, и, наконец, использовали звуковые синтезаторы и компьютеры. В арсенале оригинальных микротоновых инструментов можно вспомнить энгармонический клавицин Одоевского (19 клавиш на октаву), смычковый полихорд Аврамова (сочетание арфы, клавиш и струнно-смычковых элементов), четвертитоновая фисгармония Мёлиндорфа, четвертитоновое фортепиано, АНС – 72 ступенный электронный синтезатор Е.А.Мурзина. В наше время микротоновую музыку можно создавать с помощью программных звуковых редакторов типа Cubase или CSound.

Многие современные средства позволяют работать со звуком как с непрерывным физическим явлением, варьируя его основные параметры – частоту, амплитуду, фазовый сдвиг. При этом, композитор может заниматься не просто сочинением законченных музыкальных произведений, но и изобретением отдельных звуков, эффектов, моделированием пространств с различными акустическими свойствами. Вслед за Пифагором, уже в XX веке, ряд энтузиастов (таких как, композитор Иван Вышнеградский, философ Алексей Лосев и др.) пытались осмыслить музыку с точки зрения чисто математических теорий (теории множеств, математического анализа и т.п.). Непрерывная звуковая волна, в ограниченном диапазоне человеческого восприятия, может быть дифференцирована, то есть разбита на бесконечное множество предельно малых интервалов, образуя тем самым бесконечные дискретно-непрерывные темперации! Это открывает потрясающие возможности для раскрытия бесчисленного количества новых звуковых миров и даже вселенных со своими законами, гармониями и формальными системами. В микрохроматике объединились музыка, математика и философия.

И все-таки, несмотря на многовековую историю, микротоновая музыка до сих пор считается экспериментальной и воспринимается большинством композиторов как маргинальное умствование и чудачество горстки интеллектуалов, оторванных от обычной жизни. К сожалению или к счастью… Ведь это значит, что мы имеем дело с вечно молодым, свежим, авангардным и очень перспективным музыкальным явлением. С одной стороны, микрохроматика гораздо ближе к естественной музыке дикой природы – пению птиц, звучанию стихий. Многие люди, утомленные техногенным ритмом, начинают тянуться именно к такой первобытной музыке. А с другой стороны, в обиход входят новые инструменты – электронные и акустические. Их богатейшая палитра буквально выталкивает композитора из тесных рамок традиционных темпераций. При этом открываются уникальные возможности и для слушателя. Погружение в безбрежные волны звуковых атомов возвращает его в удивительное состояние восприятия допредметного мира, стирает искусственные рамки, учит видеть и следовать естественному ходу вещей, тренировать слух к различению тончайших интонационных изменений и окрасок.

Предлагаем вам пошатать свою точку сборки и послушать несколько показательных микротоновых произведений-медитаций от признанных мастеров дела: Ивана Вышнеградского, Алоиса Хабы, Георга Фридриха Хааса.



Музыкальные треки для ознакомления:











Experiemental, Avangard, микротоновая музыка, авангард, микрохроматика
2017-01-14 | Фонотека

Смотрите также:

ИНТЕРНЕТ-РАДИО
Meticulous midgets

Слушать сайт | плеер


ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ ММ

журнал ММ 2023

Купить журнал на vk


МУЗЫКА
Ясный-Svetly - СЦЕНАРИЙ (сингл)

ИЗДАНИЯ
Кассета: Assembly of honey - Выступление в колхозе Светлый Путь

ВЫСТАВКИ
Камчатка

ССЫЛКИ

stopcran.ru © 2008-2024