Восхитительная черно-белая серия Калейдоскопы московского фотографа Виктора Малышко притягивает с первого взгляда и уводит в загадочные миры оптических иллюзий, созданных в процессе кропотливых манипуляций методами аналоговой фотосъемки без использования компьютерной графики. Работа над каждым снимком напоминает охоту за неуловимым, потому что результат всякий раз непредсказуем и становится очевидным только после проявления пленки. В дальнейшем не корректируется.
Как это ни удивительно, значительная часть фотографий сделана в местах туристических достопримечательностей, но вид исходных объектов фотосъемки очень далек от того, что получается на снимках. Как же они сделаны?
Один из секретов - объектив "рыбий глаз" (Fish-eye), который скругляет и искажает обозримое пространство, делая его как бы выпуклым. Второй элемент - мультиэкспозиция: некоторые пленочные камеры позволяют снимать несколько кадров на один и тот же фрагмент пленки без перематывания, в результате чего на пленке происходит наложение изображений, иногда сплетающихся в причудливые картины. В данном случае мультиэкспозиция выполнялась с поворотом камеры относительно выбранного центра съемки - четырехкратно. Т.е. на одном негативе мы видим одновременно 4 кадра, повернутые относительно друг друга на 90 градусов.
Выставка фотографий Виктора Малышко
КАЛЕЙДОСКОПЫ
Метро Римская (Москва)
Государственный универсальный магазин ГУМ (Москва)
Метро Маяковская (Москва)
Нескучный сад - пергола (Москва)
Метро Сокол (Москва)
Метро Строгино (Москва)
Метро Чеховская (Москва)
Метро Электрозаводская (Москва)
Метро Аннино (Москва)
Метро Арбатская (Москва)
Метро Бауманская (Москва)
Российская государственная библиотека (Москва)
Государственный универсальный магазин ГУМ (Москва)
Театр Российской Армии (Москва)
Эйфелева башня (Париж)
Метро Семеновская (Москва)
Центральный универсальный магазин ЦУМ (Москва)
Метро Маяковская (Москва)
Лувр - пирамида (Париж)
Метро Крестьянская застава (Москва)
Слово автору:
"...фотоаппарат - один из членов семейства оптических устройств. Среди его родственников - "волшебный фонарь", павильон с панорамой или диорамой, кинотеатральный зал, оптические механизмы иллюзионистов для демонстрации фокусов. Например, Гарри Гудини использовал в трюке с исчезновением слона специальное оптическое устройство. Роднит всех членов этого семейства не только общая основа - их принципом действия является оптика. Известно, что изобретатель фотографии Луи Жак Дагер был к тому же изобретателем диорамы. Изобретение фотографии случилось близко к изобретению павильонных панорам, иллюзионных залов для демонстрации призраков и т. п.
С такой стороны фотография представляется способом производства зрелища - зрительного опыта, недоступного невооружённому глазу в обычных условиях. Этот опыт может достоверно передавать реальность или наоборот преобразовывать её, искажать, завораживать зрителя игрой света. Выходит, что природа фотографии оптическая, и что служить она может не только документальности, пропаганде и т. п., но и иллюзорности, кажимости, развлечению, шоу."
(Виктор Малышко)
Подробности о технологии съемки: статья Виктора Малышко про Калейдоскопы.
Несколько примеров фото с описанием мест съемки, техники, пленки, экспозиции и прочих параметров, интересных практикующим фотографам.
|