Альбом Александра Ивановича Жихарева - Поющая бронза (2003) можно считать музыкальным раритетом, и мы очень гордимся тем, что автор согласился разместить его у нас! История альбома очень интересна и началась задолго до этой записи, сделанной 12 октября 2002 года у храма Вознесения Господня в музее-заповеднике Коломенское.
Александр Иванович Жихарев - мастер-колокололитейщик и звонарь - долгие годы посвятил поиску идеального звучания колоколов, разработке сплавов металлов с высокими акустическими показателями и в 1988 году нашел оптимальную форму, способную давать уникальный по красоте и длительности звук. Это были прямоугольные пластины, которые он соединил в определенные комбинации, собрав из них большую колокольную установку, напоминающую огромный металлофон. Бронзовые пластины разного размера, подвешенные на деревянное основание, в отличие от колоколов, давали богатейшую вариативность звучания, на них можно было играть мелодии и импровизировать.
Название для инструмента было позаимствовано из традиции. Билами в древности называли специальные доски с колотушками, звук от ударов по которым разносился на значительное расстояние и служил для местного оповещения.
Сейчас плоские колокола или била Жихарева пользуются огромной популярностью во всем мире! Его установки находятся в десятках церквей, театрах, частных музыкальных коллекциях, на них играют звонари из разных городов России и других стран, их копируют в разных уголках Земли - звучание бил Жихарева не оставляет равнодушным никого!
Альбом "Поющая бронза" - это первая попытка профессиональной записи плоских колоколов. Все происходило без репетиций, без дублей, мелодии не имели заранее продуманной музыкальной формы и возникали непосредственно во время записи 12 октября 2002 г. у храма Вознесения в Коломенском. Александр Иванович, отрицающий свою принадлежность к стану музыкантов, показал себя как настоящий художник звука!
В записи также принимала участие Наталия Никольская - звонарь театра "Школы драматического искусства" Анатолия Васильева.
Появившиеся в результате спонтанной импровизации, треки никогда не имели названий. Впервые альбом был издан в 2003 году и впоследствии неоднократно переиздавался, некоторые записи треков были заменены студийными вариантами.
Стилистически музыка не имеет аналогов и ее трудно отнести к какому-то направлению. Но с определенной уверенностью можно сказать, что это современная духовная музыка с масштабными перспективами для исследования и развития творческого потенциала.
Еще немного общих сведений о билах Жихарева
Инструмент имеет богатые возможности для интуитивного музицирования и доступен для освоения даже детьми, но для серьезного звукоизвлечения необходима хорошая подготовка, навык, определенная свобода обращения, фантазия и композиционное чутье.
Если вы никогда не видели, как выглядят плоские колокола, посмотрите это видео:
Необходимо отметить, что при всей своей красоте, аудиозапись не передает полную глубину реального живого звука и вибрацию, которой сопровождается звуковой поток, поэтому оценить весь спектр ощущений можно только при непосредственном присутствии при игре. Наиболее чудесный эффект достигается на открытых пространствах, когда колокольный звон разносится по округе. Также есть интересные исследования о благотворном влиянии колокольной музыки на здоровье и гармонический фон человека, что обещает инструменту большое будущее!
Мастер по-прежнему неустанно работает над совершенствованием своего изобретения и поиском новых эстетических, акустических и визуальных свойств, выполняет индивидуальные заказы, украшает била шлифовкой и художественной гравировкой. За эти годы было создано множество вариантов бил и дисковых колоколов, являющихся подлинными произведениями искусства, которые навсегда войдут в историю русских мастеров и мировой музыки!