Многие мировые культуры, религии и мистические учения утверждают о многослойной структуре нашей реальности. Окружающий видимый мир соседствует с множеством иных миров: верхних и нижних, сверхбыстрых и сверхмедленных, инфра и ультра, органических и неорганических, материально-физических и идеально-математических и т.п. и т.д. Одним словом, все, что может быть представлено сознанием, уже существует. Что не может быть представлено, существует тоже. И даже то, что не может существовать, все равно существует. Такова полнота Творения. «Если есть что-нибудь одно, то это значит, что есть все» (Платон).
Представим такие миры, где жизнь воплощена в виде звуковых форм. Тела живых существ имеют чисто волновое, музыкальное обличие. Более того, миры эти не так уж и далеки от нашего и даже где-то, частично, совместимы и взаимопроникающи. И вобщем-то мы будем совсем не первыми, кто представляет себе такое. Так, в средневековых тибетских и ламаистских трактатах упоминаются миры гандхарвов (небесных музыкантов), которые существует в виде звука в музыке. Тибетские ламы даже описывали способы умирания, гарантирующие перерождение в таком мире. Ветхозаветные и древние ведические писания также изобилуют свидетельствами ангельского и божественного присутствия, выраженного одним лишь звуком. А современная физика не очень-то этому противоречит, позиционируя волновые формы как наиболее фундаментальные и устойчивые проявления материи.
Возможно именно поэтому музыка способна взаимодействовать с нами на самых глубинных уровнях, бередить реликтовую память о прошлых мирах и жизнях. Звуковые существа вступают с нами в прямой контакт и существуют люди, талант которых позволяет воспринимать такой опыт предельно осознанно, выражать его в иносказательной творческой манере, постоянно поддерживать канал связи между ангельскими музыкальными сферами и нашим серединным миром.
Структура повседневного человеческого восприятия не всегда пластична в той мере, чтобы резонировать таким трансляциям, осознавать и понимать их. Зачастую подобные музыкальные контакты вызывают отторжение или даже первобытный страх как перед чем-то очень высоким, неземным и непостижимым. И все же находятся музыканты, которые отваживаются не просто вступать в контакт, но и оформлять его в виде, доступном для других людей. О некоторых таких опытах мы уже рассказывали здесь и здесь.
И вот еще один пример, достойный самого пристального внимания – творчество норвежского экспериментатора Яна Бэнга (Jan Bang) и его замечательный альбом Narrative From The Subtropics (выпущен в 2013 году лейблом Jazzland Recordings), в котором любой желающий может воочию познакомиться и понаблюдать за причудливыми музыкальными существами – живыми, непредсказуемыми, иногда непривычными и жутковатыми, а иногда – очень красивыми, понятными и близкими. Каждое произведение обладает яркой индивидуальностью, построенной без использования привычных композиционных приемов. Бэнг творит так, как будто не существует общеизвестных музыкальных форм и жанров, как будто музыка создается впервые в мире. Аналогичные ощущения возникают и у слушателя – эти композиции воспринимаются так, как будто ты впервые в жизни услышал музыку.
Альбом записан в традиционной для Бэнга и очень маститой компании: Eivind Aarset (гитара), Sidsel Endresen (вокал), Erik Honoré (синтезаторы), Arve Henriksen (труба), Lars Danielsson (бас-гитара, контрабас), Tigran Hamasyan (фортепиано), Nils Chr. Moe Repstad (вокал), Nils Petter Molvær (труба) и другие. Подробное перечисление персоналий, а также некоторые интересные сведения об альбоме можно найти в этой англоязычной рецензии.