Electroacoustic Music Volume IV. Archive Tapes Synthesizer ANS 1964-1971
История электронной музыки насчитывает почти 100 лет. Она необычайно познавательна, насыщенна и драматична. Как и все принципиально новое, молодые электронные побеги долго ползли через стены непонимания, отторжения, консерватизма. А в некоторых умах и поныне слово «синтезатор» скорее относится к миру техники, чем к миру музыки.
Первый электронный инструмент – терменвокс появился в 1918 году. Его изобретатель, русский инженер Лев Термен, создал действительно новый принцип звукоизвлечения. Две антенны (вертикальная и горизонтальная) улавливали положение рук музыканта в пространстве и генерировали звучание. Одна антенна отвечала за тональность, а другая за амплитуду (громкость). Это был всецело космический инструмент, требующий от музыканта полнейшего физического слияния с потоками музыки. Не было никаких фиксированных нот, октав, партитур – только непрерывные волны звука, чуткий слух человека и его руки, направляющие ручейки звучания в нужном направлении. Вместо традиционного механического воспроизведения звуков, рожденных в чьей-то голове, человек получил шанс оказаться со-участником музыки. Музыки, которая существовала во вселенной задолго до самого человека.
Примерно в это же время, Эдгар Варез (один из первопроходцев электро-акустического жанра) сформулировал концепцию нового жанра, поставил вопрос о необходимости поиска таких средств звукоизвлечения, которые бы смогли выразить и озвучить любое движение мысли и даже сознания человека.
Судьба Льва Термена трагична и даже катастрофична. Сначала он попал в мясорубку ГУЛАГа, а потом в подвалы секретных НИИ госбезопасности. При этом, для всего мира, его официально объявили погибшим. Безжалостная ирония судьбы - вместо сочинения космической музыки, Термен вынужден был значительную часть своей жизни работать над созданием подслушивающих устройств.
В 1930-ых годах, другой замечательный ученый Евгений Александрович Мурзин начал разработку легендарного сейчас синтезатора АНС (сокр. от Александр Николаевич Скрябин), который по задумке разработчика призван был стать «инструментом для композитора». В самом деле, концепция работы с АНС была прорывная и по-настоящему новая. Впервые в мире композитор мог просто рисовать звук как картину, а синтезатор озвучивал рисунок. Всего было создано два экземпляра АНС – один, экспериментальный образец-полигон, находился дома у Е.А.Мурзина, а другой – полнофункциональный был доступен лишь узкому кругу музыкантов. Именно с использованием синтезатора АНС, Эдуард Артемьев сделал музыкальную дорожку к фильму «Солярис» - таинственный звуковой мир непонятного и далекого мыслящего океана. В популярном советском мультсериале «Маугли» дикие джунгли также звучат через АНС (композитор Софья Губайдулина).
Фирма «Мелодия» В 1991 году фирмой «Мелодия» была выпущена долгоиграющая пластинка «Музыкальное Приношение» с 6 треками, созданными на синтезаторе АНС в 1971 году. Композиторский состав был впечатляющим: Альфред Шнитке, Эдуард Артемьев, Эдисон Денисов, Софья Губайдуллина и Олег Булошкин.
В 1998 году «Электрошок Рекордз» сделал расширенное переиздание этой пластинки на CD «Electroacoustic Music Volume IV. Archive Tapes Synthesizer ANS 1964-1971» («Электроакустическая музыка: Архивные записи. Синтезатор АНС (1964-1971)»), куда вошли также произведения Александра Немтина, Шандора Калоша, Станислава Крейчи.
Вполне возможно, что эта музыка навсегда останется неповторимой. Синтезатор АНС так и не был запущен в серийное производство, а его поздние компьютерные эмуляции не передают и десятой части всей музыкальной палитры этого причудливого и уникального аналогового инструмента.