Питер Хэммилл (Peter Hammill) – это фигура, которая, несомненно, стоит в ряду самых одиозных и влиятельных рок-музыкантов нашего времени. Великолепные вокальные данные и владение музыкальными инструментами (гитара, клавишные) сочетаются в нем с талантами поэта и композитора, а также, что весьма немаловажно, с упорным нежеланием следовать каким-либо стандартам и штампам. Творчество Хэммилла (с самого начала и до сегодняшних дней) протекает как бы в двух основных руслах. Во-первых, это группа Van der Graaf Generator, в формате которой оттачивались новаторские идеи, во многом определившие развитие таких жанров как арт-рок и прогрессив. С другой стороны, это сольная работа, где музыкант (когда совсем один, а когда с помощью тех же друзей из Van der Graaf Generator) творил, что называется, «для души».
Известный математик и философ Людвиг Витгенштейн как-то писал в своих дневниках: «Музыка, с ее немногочисленными нотами и ритмами некоторым людям кажется примитивным искусством. Но проста она лишь на поверхности; ее суть, которая и делает возможным явленное содержание, обладает бесконечной сложностью, присущей иным формам искусства, а в музыке скрытой от глаз. В определенном смысле она самая сложная из искусств». Творчество Хэммилла во многом подтверждает эту мысль – оно необычайно сложное и даже, наверное, непознаваемое – и в непознаваемости своей черпает особую красоту и силу. Хэммилл, раз за разом, словно бы моделирует ситуацию, в которой оказывается обычный человек - любой из нас. Обуреваемые противоречивыми, глубоко внутренними, чувствами, эмоциями, желаниями, мыслями - мы не в состоянии выразить все это. Поскольку не существует такой выразительной силы. В итоге видима лишь малая верхушка айсберга, что лениво покачивается на волнах экзистенциального шторма. Показывая столь большие трагедии в малых бытовых проявлениях, Хэммилл играет роль то словоохотливого рассказчика, то взрывается маловразумительными истерическими откровениями, то замыкается в скупых на слова намеках, а то и просто «рвет на груди рубаху».
Дискография Питера Хэммилла весьма и весьма обширна – 12 альбомов с Van der Graaf Generator (период с 1967 по 2012 года) и 32 сольных альбома (с 1971 по 2012 гг.), плюс несчетное количество синглов, концертных релизов, совместных с другими музыкантами проектов. Почетное место в фонотеке ММ мы бы хотели отвести настоящей жемчужине – сольному альбому “Over”, который был выпущен в апреле 1977 года на лейбле Charisma. Для тех, кто только планирует погрузиться в мир Хэммилла, “Over” будет правильным отправным пунктом. Ну а те, кто уже в теме – наверняка не откажутся лишний раз вспомнить, переслушать и открыть для себя что-то новое. В этом альбоме сконцентрированы настроение "фирменного" хэммилловского драматизма, роскошные аранжировки, балансирующие в диапазоне между классическим академизмом и арт-роком - в самом своем расцвете, интересные поэтические образы, великолепные гитарные партии. Вобщем, альбом на все случаи жизни.