На сей раз будем производить раскопки на территории необъятных пространств Советского Союза. Как всем хорошо известно, до середины 80-ых годов в СССР был лишь один монополист, издающий качественно записанную музыку - Всесоюзная студия грамзаписи «Мелодия». Соответственно, вероятность попадания в студию «Мелодии» для рядового музыкального коллектива была призрачная. Исключения могли быть лишь в некоторых союзных республиках, где по особой национальной разнарядке и во благо дружбы народов полагалось записывать и издавать определенное количество местных исполнителей. И это была реальная лазейка. Благодаря этому мир увидел студийные пластинки «Гунеш», «Дос Мукасан», Кола Бельды и т.д.
На фоне этих знаменитостей всесоюзного масштаба осталась почти незамеченной туркменская группа «Фирюза». «Почти» - в том смысле, что каким-то чудом они ухитрились записать и издать свой винил на «Мелодии» с четырьмя треками, продолжительностью от 8 до 10 минут (одно только это в 1979 году было нонсенсом). Про коллектив неизвестно ничего, за исключением того, что художественным руководителем был Дмитрий Саблин, а основателем и музыкальным лидером – Дмитрий Манукян (бывший барабанщик «Гунеш»). Дважды удивительным присутствие «Фирюзы» на «Мелодии» выглядит, если послушать их музыку – это самый настоящий прог-рог напополам с фьюжном и джаз-роком, да еще и с восточным этническим колоритом, варганами и звуками природы. Одним словом и во всех смыслах - «вражеская» музыка. Видимо по этой причине, отечественный слушатель в своей массе не оценил творческого посыла из солнечной Туркмении. Но в итоге, все получилось по справедливости. В то время, как пластинки некоторых любимцев советской публики лучше всего подходили для запуска с крыши дома, пластинка «Фирюзы» оценивается сегодня коллекционерами в 500 – 600 USD и на момент апреля 2012 года вошла в список 50 лучших пластинок «Мелодии», которые готовятся к специальному переизданию.