Немного предыстории
Те, кто хоть слегка интересуются музыкой регги, наверняка слышали историю о разногласиях группы Боба Марли The Wailers и Ли «Скрэтч» Перри. Записав с группой их главные хиты, вроде “Duppy Conqueror”, “Sun Is Shining”, “Soul Rebel”, “Mr.Brown”, “Kaya”, Возмутитель за небольшую плату отдал права на эти записи компании Trojan. Это означало, что записи стали распространяться настолько свободно, насколько это было тогда возможно. Музыканты же не получали ничего. Скрэтч возмутил The Wailers, дело доходило до драк и, по некоторым сведениям, попыток убийства! В документальном фильме «Жизнь и музыка Ли “Скрэтч” Перри» звукорежиссер объяснял, что если бы он тогда не отдал записи в свободное плавание, то группа никогда бы не стала известной.
Одна из редчайших существующих совместных фотографий Ли Перри и The Wailers / Обложка альбома Lee Scratch Perry "Истории, Тайны, Пророчества"
На самом деле, я бы не верил слухам о рукоприкладстве: Боб Марли и Питер Тош всегда оставались со Скрэтчем в нормальных отношениях; проблема, видимо, была в Банни Уэйлере, с которым Ли отказывается выходить на одну сцену до сих пор, а тот по-прежнему рассказывает: «Скрэтч ничего для нас не сделал, он лишь воспользовался тем успехом, который у нас был». Однако, кажется, что только Банни Уэйлер пользуется успехом, который когда-то был у его друзей: до сих пор он в основном лишь перепевает старые песни, Скрэтч же ежегодно выпускает новые альбомы и всегда открыт для сотрудничества.
Джа Растафари — император Эфиопии, которого жители Ямайки почитают как Иисуса Христа / Сборник записей The Wailers, записанные у Ли Перри и изданные Trojan / Банни Уэйлер
Проект «Время петь Псалмы»
Кажется, что своим поступком Скрэтч во многом предвосхитил появление сети Интернет, социальных сетей, хостингов, пиратства истинного масштаба наших дней, а также скорое падение копирайта в том понимании, которое мы знаем сегодня. Так у последовательных возмутителеведов и возникла идея продолжить дело, которое Скрэтч начал ещё в 70-е годы, – приближение будущего.
Концепция проекта «Время петь Псалмы» на этом и построена: мы полностью отказываемся от авторских прав на записи, отправляя их в то самое «свободное плавание», о котором говорилось ранее. Есть такая фраза: «Что не до смерти – то ложь», а потому, отказываться нужно от самого ценного – Перри отдал записи лучшего певца, мы же отдаём записи Скрэтча. Теперь проект – место абсолютной свободы, где ни жанр, ни стиль исполнения, ни формат носителя, ни объем композиции не являются ограничителем.
Единственным фильтром является религия. Православие – то немногое, что объединяет Россию и Ямайку, то есть Эфиопию – страну, куда направлены мысли растафари. Это хороший фильтр: Скрэтч создавал регги с мыслью о том, что его музыка религиозна. Раз уж мы ортодоксальны в вере, то пускай останемся такими и в тематике.
Мы высылаем записи всем, кто заинтересован в подобном «сотрудничестве» с Перри и кого не оттолкнула религия. Музыканты пишут музыку под голос и результат отправляют администрации проекта, которая и занимается созданием сборника ReLeegion. Он состоит из трех частей: 1) тексты Перри; 2) Псалмы с музыкой; 3) музыка к Псалмам. В итоге, каждый человек, обладая этой библиотекой записей, сможет сделать собственный сборник «лучших» произведений. Более того, для кого-то проект может обернуться в один лишь сингл, но ведь и этого может быть вполне достаточно!
Будущая обложка для ReLeegion - рисунок Сергея "Олди" Белоусова (Комитет Охраны Тепла)
Надеемся, проект «Время петь Псалмы» станет чем-то вроде неисчерпаемой сокровищницы для тех, кто почитает талант Скрэтча и мудрость религиозных песнопений. Ну, а Банни Уэйлер пускай и дальше живёт в том мире, которому уже давно не принадлежит.
Николай Зайченко (зачинщик проекта)
Связанные страницы: Sounds for Lee Perry от "Аnalog Sound" для проекта ВПП. |