Страхов, Н.Н. Мир как целое. – М.:Айрис-пресс : Айрис Дидактика, 2007. – 576 с. – (Библиотека истории и культуры).
В 2007 году, спустя почти 110 (!) лет с момента последнего издания, переиздан программный труд видного русского философа XIX века Николая Николаевича Страхова (1826 – 1896) «Мир как целое».
Советские философские учебники и энциклопедии особо не жаловали Страхова своим вниманием - прежде всего по причине особой позиции философа в отношении принятой в академических кругах теории научного знания, концепциях естествознания, материалистической философии и антропологии.
«Мир как целое» создавался автором более 10 лет, начиная с конца 1850-ых годов. Первое издание увидело свет в 1872 году и получило высокую оценку таких выдающихся современников Страхова как Ф.М.Достоевский, Ап. Григорьев, В.В.Розанов.
Погружаясь в текст произведения, тут же забываешь о полуторавековой его давности – настолько современные, свежие и интересные идеи представляет автор. Работа складывается из двух крупных частей. Первая – «Органическая природа» направлена на раскрытие особой организации (пространственной, временной, структурной) живых существ (организмов) и ее сравнение со свойствами неживого вещества. С этой точки зрения выстраивается своеобразная иерархия уровней сложности организации вещества в природе и раскрываются принципиальные отличия между этими уровнями. Во второй части – «Неорганическая природа» Страхов обстоятельно и последовательно развивает критический взгляд в отношении атомистической теории вещества (актуальной и на сегодняшний день), основных физико-химических сил и законов. Красной нитью через все произведение проходит идея о том, что «существенная часть науки состоит не в фактах, а во взгляде на факты».
Книга представляет большой интерес для всех, кто интересуется вопросами науки, естествознания, философии, стремится расширить интеллектуальный кругозор, дисциплинировать и обогатить культуру своего мышления.
Несколько цитат для затравки:
«Какие бы причины не действовали на организм, мы не можем найти в них никакого основания, почему бы от их действий организм совершенствовался (закон причинности не определяет хорошие и плохие явления, он определяет просто явления). Очевидно, совершенствование должно быть приписано самому организму, он сам себя совершенствует. То есть организм находится вне закона причинности. В нем причина и действие не различаются. В этом основное отличие организма от мертвого тела, органического от неорганического. Никакими материально-вещественными характеристиками они не отличаются…».
«Другим существенным различием органических и неорганических тел является то, что мертвые тела ограничены только в пространстве, но не во времени. Неопределенность во времени есть явное несовершенство, точно так же как неопределенность в пространстве есть явное несовершенство вещественного предмета (фактически, его отсутствие)»
«Организмы не просто ограничены в пространстве и времени. Они имеют меру ограничения… Границы жизни соразмерны с ее содержанием».
«Мертвое тело представляет снаружи точно то же самое, что и внутри… Наиболее вероятная форма мертвого тела – плоскость (как, например, у кристаллов). Поверхность кристаллов показывает отсутствие всяких отношений к тому, что их окружает. Поверхность имеет совершенно одинаковое отношение к самому кристаллу и к тому, что вне кристалла… Для организма этот принцип совершенно не годится».
«Человек легко падает – вот один из признаков его совершенства».
«Тела могут делиться на части, но они не составлены из частей. Действительно, каждое тело может быть различным образом разделено на части, следовательно, разделив его как-нибудь, мы никак не сможем сказать, что оно состояло из этих частей изначально. Если же не из этих и не из других, то и нельзя вообще сказать, что тело составлено из частей».
«Все, что существует, существует настолько, насколько действует».
«Нельзя искать разгадки явлений в простейших, низших формах бытия; самую трудную и глубокую загадку представляют именно самые сложные явления, самые высокие формы; следовательно в них и должно искать разрешения тайны… Не изучение простых тел объясняет сложные, а совершенно наоборот – изучение сложных тел бросает некоторый свет на природу и взаимные отношения так называемых простых тел».
«Мы смотрим на мир сквозь густое облако понятий и образов, созданных нами самими, и главные усилия нашего ума тратятся на то, чтобы разогнать этот туман – дело, которое, притом, вполне едва ли кому удастся».
|