Ульяна Спыну - художник, излюбленной темой которого является "still-life" или иначе - "nature morte". Ее натюрмортам свойстенны пластичность, живость, совершенно неожиданные для неодушевленных предметов, смелое нарушение законов перспективы, симметрии и композиции, подчеркнутый минимализм и простота, переходящие порой в яркую изобильность, но без пестроты: они настолько гармоничны и стилистически совершенны, что даже при взгляде на полотно, написанное почти исключительно в красно-оранжевой гамме, не возникает никаких претензий ко вкусу автора - мы видим почти ощутимый солнечный свет, согревающий и освещающий не только предметы, изображенные на картине, но, кажется, и все вокруг. Не искючено, что картины Спыну можно использовать, как дополнительный источник тепла, но сегодня - речь не об этом. И даже не о ее замечательных натюрмортах. Пейзажи художника - не менее интересны. Они несут в себе те же спокойствие, уют и стабильность размеренной дествительности, в них заключена какая-то исконная вековая неподвижность, стирающая представления о времени и пространстве. Они абстрактны и покинуты - на картинах практически нет людей, нет суеты и суматохи, улицы пусты, поля безлюдны, но это совсем не заброшенный мир - это мир, созданный людьми, и их забота, их присутствие чувствутся во всем среди этой неподвижности застывших предметов: в неровно окрашенных стенах, в кривизне тротуаров, в изгибах деревьев, растущих у домов, в оконных проемах и в том же самом солнечном свете - мягком, ласковом утреннем, знойном полуденном, горячем дневном, тихом вечернем, полыхающем предзакатном, охлаждающем краски - сумеречном... Простота и незамысловатость сюжетов, неожиданность и правдивость палитры, условность и точность линий, лоскутность и какая-то рукотворная неправильность напоминают о естестве, о доме, о незыблемости простых человеческих ценностей, о красоте обычных вещей, о любви к тому, что нас окружает.
|