Через несколько дней выходит долгожданный - не первый год ожидаемый поклонниками, ценителями и сочувствующими - альбом Юлии Теуниковой. Он называется "Таймер". В него вошли лучшие песни, написанные Юлей в промежутке между 1996-2007 гг. До этого они исполнялись исключительно живьем во время выступлений на многочисленных концертах, квартирниках и фестивалях, где Юля появлялась сольно или с одним из своих проектов. Сколько их сменилось за это время и что мы имеем сегодня? Они не всегда исполнялись живьем. :=) Была издана демо-кассета "Катится" с Сорокиным на варгане и Бычковым на контрабасе, кассета же с записью концерта анарходиксиленда "Волшебные мужики", и наиболее известный макси-сингл "Чистый спирт". Очень многие песни с этих релизов были переаранжированы для обоих альбомов - выходящего ныне и грядущего - так называемого акустического. Состав сейчас скорее сессионный: постоянных действующих участников всего трое – Петр Акимов (виолончель), Екатерина Нестерова (саксофон), Александр Сорокин (перкуссия) - ныне в декрете. Т.е., от каждого проекта осталось какое-то более-менее вещественное доказательство: и от первого трио, и от "мужиков" и от "Макондо". Если отстраненно пронаблюдать за развитием дел, то грубо говоря, ты сначала шла от голоса и гитары к такому эклектичному авангарду, затем в сторону более традиционного состава, и дойдя практически до мейнстрима, резко повернула к истокам... Расскажи подробнее о нынешнем составе группы и том направлении, которое вы стремитесь развивать. В записи участвовало много музыкантов, а в концертном варианте (помимо названных): гитарист Сергей Индюков и басист Тим Ибатуллин - они друзья, с Тимом уже было несколько концертов. Еще мы пригласили барабанщика Андрея Чарупу, который в записи не участвовал. Антона Лукъянчука, игравшего на альбоме, мы бы хотели видеть, но он занят по самую макушку сейчас. А Сергея Жарикова, записавшего барабаны к первым трем вещам, уже нет на этом свете. Вечная ему память... Таким составом мы сыграем на презентации альбома, плюс к нам присоединился замечательный перкуссионист Александр Виажский. Про направление. Я не случайно закавычила "акустику" и "электричество". Это для меня чистая формальность. Потому что в саунде нет перевеса в акустику или электричество, там и те, и другие инструменты полноправно существуют. Другое дело, что в Таймере все-таки больше электрогитары на порядок, а в несведенном "акустическом" альбоме она появляется редкими фрагментами - иногда один аккорд за песню. Обычно среди музыкантов существует две крайности: одни считают, что музыка (как и текст) – это чистая стихия, и втискивать ее в какие-либо существующие стилевые рамки – грех, надо играть свободно, учиться не надо (училища закрепощают и заштамповывают сознание), а если получается сумбур и невнятица – виноваты уши неподготовленного слушателя. Другой подход – обратный: у всего должна быть форма и структура (часто форма оказывается типичной и банальной). Я полжизни убила на то, чтобы избежать и первой крайности, и второй. Проблема в том, что большинство удачных примеров, когда авторам удается найти золотую середину – это когда они умудряются втискивать свой неповторимый внутренний мир в существующие стандартные формы, оживляя эти формы силой своей души. Но мне этого было мало, да и стилей, которые я на себя смогла бы примерить, было мало. Поэтому пришлось создавать свой рифф так называемый, по принципу «техно»-лупа, который «держит» всю композицию, и на нее могут накладываться более «крупные» риффы. А композиция может быть какой угодно, но у нее должны быть «точки опоры», которыми являются либо смена динамики, либо смена гармонии, а иногда – это просто стандартный блюз, в котором какая-нибудь нота может опеваться «немыслимой трелью»… сложно объяснить. В общем, независимо от того, какова песня – в ней должно железно содержаться развитие, кульминация и завершение. Тогда, независимо от ее сложности, она будет слушаться на одном дыхании. А текст, соответственно, пишется к музыке и от нее напрямую зависит. Мне долго казалось, что такую музыку могут слушать только психи. Меня и саму считали психом; когда я пыталась музыкантам внедрить свои идеи, они крутили пальцем у виска и говорили, что так никто не играет. Но на помощь пришел компьютер. С ним стало гораздо проще оформлять свои идеи и доносить до музыкантов готовые партии, чтобы они быстренько это играли на запись и не успевали опомниться. А потом оставалось только все это втихаря склеить. На выходе неожиданно оказалась вполне слушабельная музыка, правда, на первый альбом Таймер сознательно отобраны наиболее попсовые вещи. Посмотрим, что будет со вторым. Название группы видоизменилось (прежний вариант "Композиторы", был еще вариант "Ко"). Вкладывается ли в него какой-то глубокий смысл или его скорее следует воспринимать как игру? Название КоМПОзит (это не группа, а проект - подчеркну, хотя рада буду, если это когда-нибудь станет группой единомышленников) пришло само уже на стадии верстки обложки к альбому. И оно полностью отражает принцип создания музыки, как это у нас сейчас происходит. Так случайно получилось. Скорее это – некий этап, но для меня не принципиально, чтобы так было всегда. Я – человек, открытый для взаимодействия с носителями других идей. Почему альбом называется "Таймер"? Как бы ты его охарактеризовала? Таймер: потому что ты ставишь этот альбом – и пошел отсчет времени. Это непрерывная смена планов и сквозная тема лирического героя (героини) – внутренняя трансформация за сжатый срок. Вперед и вверх :-)). Стиль данного альбома я бы охарактеризовала, как «попсовый» вариант авторского стиля, если так можно выразиться. Он получился достаточно легким, хоть и печальным в иных местах. По-моему, у тебя проблемы с самоидентификацией. Как бы ты описала основной костяк, на котором построена ваша музыка, исторические и энергетические корни? Музыку можно разделить на три направления. Первое – техноблюз, или кантри 21-го века. Из названия понятно, что за корни. Второе – условно арт-фьюжн, там может быть джаз, фолк, классика – всего понемногу. И третье – просто местная песня, вобравшая в себя традиции от русского романса до русского рока. Вообще, у меня в последнее время появилось ощущение, что основной базис для меня – классическая музыка (и отчасти духовная), а все остальные современные стили – необязательная надстройка. Про самоидентификацию – проблема эта не для меня, а скорее для тех, кому важно классифицировать музыкантов и группы по направлениям, так как отсутствие классификации мешает в работе (например, если ты арт-директор клуба). Принято называть мою музыку «акустический фанк», но я не вижу для этого оснований. На мой взгляд, самоидентификация скорее формирует имидж, нежели точно отражает стилевую принадлежность. Все-таки стиль в музыке – вещь крайне расплывчатая и необязательная. А вот имидж как раз у меня отсутствует. И, скорее всего, навсегда. Позволю себе не согласиться. «Картинка» как раз вырисовывается. И выглядит это приблизительно так: жгучая брюнетка туристического вида, в былые времена способная претендовать на роль Кармен, ныне - одетая в грубую мужскую одежду (не унисекс, а именно мужскую, клетчатая рубашка, например, альпинистские ботинки и т.п.), гипнотически вперив взор перед собой и вцепившись в гитару уверенным барре, нечитаемой скороговоркой выдает нечто среднее между романсом и репом, временами переходя то на протяжные завывания, то на почти блатные мотивы. Шутка. Какие эмоции в тебе вызывает, когда тебя характеризуют или с кем-нибудь сравнивают? Гы. Смотря с кем сравнивают. Не любитель сего, но сравнений никому не избежать, так что если уж сравнивают – то пусть хотя бы с положительными персонажами. Сравнений с аморальными типами не люблю. А таких нынче много. Ты заранее видишь то, к чему хотелось бы прийти в итоге, или это происходит спонтанно? Какой будет конкретная песня...
Я обычно очень четко себе представляю, как и что должно звучать, и каким способом этого достигнуть. Но есть варианты – под влиянием настроения, времени года или какого-то события вещь может приобретать ту или иную окраску. Но вообще я в этом плане достаточно «фиксированный» человек – я скорее предлагаю музыкантам обыграть вещь как им угодно, если сама на нее «не имею видов». Потому что я ее сделаю железобетонно в определенном ключе. Например, на альбоме в песне «Август» все виолончели Петя прописал как хотел, я не вмешивалась, а «Безмолвие» - вообще сборная солянка. Иначе скучно может выйти и однопланово. Про Петю хочу отдельно сказать, потому что его виолончель в какой-то момент оказалась определяющей, в звучании многое формировалось, отталкиваясь от ее фактуры. Можно себе представить - если бы Петр был гитаристом, моя музыка в итоге была бы гораздо жестче и извращенней. Но – Акимов музыкант, каких мало, поэтому мне было наплевать, что он не гитарист. И я уже была не та, что в 1999 году, и это мне подходило больше, крен в сторону классики продолжается. "Таймер" - только первая часть "двойника". Расскажи об этом подробнее. Получилось так, что первые три вещи к "электрическому" альбому были записаны в 2005 году летом, еще три - через год. Писались мы на ленту, звучание устраивало, но не было чего-то, что заставляло бы вещи "заиграть". Осенью 2006 года мы оказались в Бресте с подачи звукорежиссера Анатолия Харитонова, с которым было решено записывать отдельный "акустический" альбом. Что из всего этого выйдет - никто не знал, но Толик очень здорово "прорубил" идею звука, и мы с Петей решили доверить ему и запись "электричества". Помимо всего, события личного характера подтолкнули меня записать все два альбома как можно скорее (осенью 2007 года ожидалось рождение дочери Ульяны). Мы чудом успели все записать к сроку. Но до начала процесса сведения, которое после рождения дочки происходило виртуально, я не верила, что альбом может получиться. Ведь он "собирался" по фрагментам, приглашенные музыканты понятия не имели, как это должно в итоге звучать, даже Петя - то, что должно было выйти, существовало только у меня в голове. Но - концепция сработала, и Толи Харитонова в этом немалая заслуга. Это первая моя работа, которая, несмотря на неизбежные недостатки, в целом мне нравится. Идея такого саунда возникла еще в 1999-2000. Так что времени до ее осуществления прошло много. Зато многое "отлежалось", устаканилось. Альбом, понятно, - не набор песен, а так называемый концептуальный. "Акустический" альбом, который мы еще планируем начать сводить, будет второй частью. Они будут как-то связаны друг с другом или ты их наоборот противопоставила бы? Ведь по какой-то причине ты разделила песни "на две кучки". В чем концепт, о котором ты говоришь? Если говорить образно – это две половинки единого целого. Внешнее и внутреннее. Первый – больше кинохроника, второй – тайнопись… На песню "За МКАДом" снят клип, его уже можно увидеть в сети. Это совсем новая песня (очень сильная, на мой взгляд) и новый способ воплощения: не только через звук, но и через видеоряд. Кто занимался съемками ролика, чья это была идея? Были ли такие попытки прежде? И каково твое личное отношение? Видео Тимура Юнасова, это наш друг. Оператор еще был - Саша Ростокин, и гример – Саяна Руссак (правда, насчет грима чуть не передрались – оператор и гример друг друга не так поняли, но что вышло – то вышло). Все свои люди. Идея возникла спонтанно - просто для каких-то промо-целей понадобилось видео, и оно было сделано очень быстро. Вообще меня идея видео дико привлекает, хочу больше. Это то, что нужно сейчас. Были до этого съемки с командой Леши Труфанова (сайт sbtg.ru, там наше кое-что висит, первые опыты), на презентации они будут делать интернет-трансляцию. Ты уже много лет на сцене. Почему "полноценный" альбом выходит только сейчас? Он и правда для меня - первый, потому что это первая работа, за которую я отвечаю головой. А сейчас выходит - потому что условия все для этого сравнительно недавно появились. Это - собственный дом и компьютер. Значит, альбом записывался дома? Он дома придумывался, а потом частично в домашних условиях доводился до конца. Сперва шесть композиций было записано в студии, где работает Петя, для других песен барабаны и часть инструментов писали в той же студии, остальное – попеременно на квартире у Толика в Бресте и в Москве у нас. Вы не пытались найти каких-нибудь спонсоров? Или вопрос вообще так не стоял? Добровольные спонсоры были, трое человек сделали пожертвования на альбом. Ведь работа звукорежиссера все равно сколько-то стоит. Но на профессиональной студии, понятно, все в несколько раз дороже. Дома записываться – это идеальный вариант. Конечно, у нас в квартире барабаны не запишешь. Но все остальное – запросто. Студии важны, когда важна акустика помещения. Она формирует звук, это особенно важно для акустической записи. Домашний аппарат может быть и не хуже студийного. Но важнее всего не аппарат даже, а уши звукорежиссера. Короче, многое делалось на голом энтузиазме и искреннем желании все это делать? Да. Не имея энтузиазма в этом деле, лучше не заниматься им вообще. Подход достаточно непривычный для нашего времени, когда у многих уже въелись в сознание представления о том, что все продается и покупается, а "любая работа должна оплачиваться". Захотел таких музыкантов - "купил" (оплатил работу), "сделал". Понятно, что музыкантов много, им хочется кушать, и они согласны на любую работу (я правда знаю людей, которые плюются, а на сцену выходят - денег для: семью кормить надо и т.п.). Я считаю – работа должна оплачиваться. Хотя бы из уважения к музыкантам. Но мы им все равно можем платить символические деньги. С одной стороны, я не понимаю, зачем музыкой заниматься только из-за денег – в любой другой отрасли можно заработать гораздо больше. Многое в нашей нынешней музыкальной жизни происходит на голом энтузиазме, без надежды на то, что затраченные ресурсы когда-нибудь вернутся, и так будет всегда. С другой стороны, длительное отсутствие денег – плохо. Потому что это в какой-то момент начинает тормозить твое развитие. Отсутствие денег свидетельствует скорее всего о малопосещаемости твоих концертов. В какой-то момент музыканты могут потерять интерес к игре перед пустым залом, у них не окажется стимула к развитию. Ну, я не знаю таких, которые занимаются музыкой только ради денег. Наоборот, большинство - даже те, кто занимается откровенной коммерческой попсой - ощущают себя положившими свои жизни на алтарь искусства, считают, что то, что они делают, нужно людям и видят справедливое доказательство этого как раз в посещаемости концертов и своей популярности, а молодые музыканты часто подрабатывают вынужденно в силу того, что их собственные проекты не имеют коммерческого успеха. Многие становятся музыкантами, потому что их судьба была предопределена еще в детстве - с пособничества родителей, так сказать.
Да, насчет людей, «положивших живот свой на алтарь искусства» - это так )). И музыкантов «с детства» я знаю, у нас в группе таких добрая половина. Такие «на стороне», как правило, не подрабатывают – только музыкой (всякой-разной) зарабатывают. Я так пробовала – не для меня вариант. Я лучше техредактором или промальпинистом перебьюсь… Люблю здоровые свежие впечатления. Мне кажется, ты немного кривишь душой, когда говоришь о "затраченных ресурсах", которые никогда не вернутся. Беззаветно заниматься чем-то - дело неблагодарное, а вернуться "затраченные ресурсы" могут не только в виде ресурсов же, но и в виде более тонких вещей. Самые банальные из них: слава, уважение других людей, удовлетворение от того, что занимаешься любимым делом...
Слава и уважение – вещи «толстые». Удовлетворение – более тонкая вещь. Но ведь каждый худо-бедно-дожник втайне мечтает быть оцененным, если не знаменитым стать, то хотя бы заметным, хотя бы для какой-то части людей стать ретранслятором нужных им мыслей, чувств, форм и звуков… Каждый этого ждет. Только ожидание может быть разным. Может быть нетерпеливым, эгоистичным и жлобным, а может быть спокойным, трезвым и продуктивным. Вот несоответствие ожидаемого и действительного и приводит к боли, к сожалению о как бы бесплодно затраченных силах. Я бы соврала, если бы сказала, что на меня никогда не нападали подобные слабости. Собственно, причина подобных негативных мыслей заключалась всегда в одном – какие-то мои предшествующие им действия были неправильными. Более конкретно – я делала то, чего на самом деле не хотела делать. Если же я делала все как хотела, была уверена в своих действиях, была цельной, не раздваивалась – награды были всегда, «тонкие» и даже «толстые». А вот насчет малопосещаемости концертов и стимулов к развитию... - у меня не один пример перед глазами, когда музыкальная деятельность вообще не связана с концертами (люди записывают альбомы, выкладывают музыку в интернете, а деньги зарабатывают, как ты сказала - "в других отраслях"). Концерты могут себе позволить люди с уже более-менее известным именем, ну и еще те, у кого есть куча друзей, которые могут создать "массовку", но этот прием нельзя эксплуатировать долго.
Это хорошо, когда человек может долгое время без концертов. Я не могу пока. Как не могу без свежего воздуха, речки там, горных тропок, восхождений и прочего. Это такой выброс сил, сродни полету – когда концерт хороший. У меня потом долго не проходит ощущение счастья. То есть альбомы, клипы и пр. – это здорово, но кульминация деятельности для меня – все равно концерт. Даже пустой зал меня не остановит. Хотя последний вариант – это та самая энергетически затратная вещь, после которой происходит физическое опустошение. Постоянно играть концерты перед пустым залом нельзя. Да, и, конечно, слишком часто концерты играть тоже нельзя. Уходит то главное, ради чего играешь. У меня такое было. А тебя кормит концертная деятельность? Ты перепробовала много профессий... Нет. Еще надо учитывать, что на музыку надо много тратить. Я на это не рассчитываю. Мне хотелось бы в перспективе хотя бы «не уходить в минус», потому что долго так я не протяну. Музыка отнимает много времени и сил, если ей заниматься серьезно. Работать при этом так же серьезно, иметь параллельную профессию, - малореально для меня. Я так жила долго, на работе присутствовала только физически, все мысли были о музыке. Вообще, с чего все началось? Занятия музыкой? Почему ты стала этим заниматься? С детства, как водится. Я с детства сочиняю песни, и в глубине души я никогда не раздумывала, чем мне заниматься. Я знаю, ты ходила в музыкальную школу. По окончании - не было мыслей продолжить музыкальное образование? На гитаре ты училась играть сама? Это было параллельно или уже после музыкалки?
На гитаре училась сама. Одновременно с учебой в муз. школе. Продолжить образование мысли были, но в училище я бы не поступила – на фортепиано я играла не очень, да и не было желания быть пианисткой. А других вариантов я просто не знала, хотя они были. Но у меня не было информации. Когда ты написала свою первую песню?
Не помню… В восемь лет я написала песню про свою любимую кошку. Кто был твоим первым слушателем? Ты боялась показывать свои песни?
Друзья. Я стеснялась, конечно, но не очень. Бояться у меня просто не хватало мозгов. Я вообще довольно открытым человеком была в детстве. Какую музыку ты слушала в то время? Какие были авторитеты и приоритеты?
В отрочестве разную слушала. Тогда не очень много было вариантов – радио, телевизор с официальной эстрадой и редкие «самопальные» записи. У нас очереди выстраивались к тем, у кого был двухкассетный магнитофон. Приоритетов особых не было, точнее, они часто менялись. А в детстве я слушала в основном классическую музыку (она-то и оказала на меня наибольшее влияние, чему я рада по сей день), и иногда родители ставили бардовскую песню типа Визбора. Оказывали ли на тебя влияние твои родители? Они были против твоих увлечений? Это они отдали тебя в музыкальную школу? А потом, когда началась вся эта история - не жалели об этом?
Как видим, оказали. Мама меня сперва хотела отдать на танцы, но в танцах я ничего не понимала, это же не волейбол и не лыжи, и тем более не альпинизм. В музыкальную школу я напросилась сама лет в пять. Против никто не был. Должен же ребенок чем-то заниматься. А сперва меня отдали в хор, где меня реально научили петь, мама говорит теперь, что хор был очень сильный. Я даже пела там какие-то сольные партии. Но прозанималась я там всего год. Естественно, все мастерство быстро ушло. Когда ты почувствовала, что у тебя есть что-то свое и ты должна будешь это сделать?
Я на разных этапах это по-разному осознавала. Но реально я начала что-то предпринимать для осуществления своих замыслов лет в 15-16, когда появились тусовки ровесников-единомышленников. О чем ты мечтала, когда все только начиналось? Каким тебе представлялся "открывающийся путь"?
О своей группе. И о том, как я бы записала сочиненные мной песни. Довольна ли ты тем, что происходит сейчас? Чего ты хочешь?
Да. Я к этому долго шла. Сейчас бы я хотела одного – чтобы мой проект развивался. Что будет дальше – время покажет. Если о материальном – в перспективе я бы хотела стабильной посещаемости концертов, чтобы мои музыканты какие-то деньги получали. Чтобы играть больше концертов - вам нужно ездить по стране - я думаю, именно там находится самая благодарная аудитория именно для тебя. У вас есть арт-директор или другое лицо, занимающееся организацией концертов?
В данный момент нет. Раньше были люди. Сейчас я сижу в Москве с Ульяной, пока не до гастролей. Вообще ездить я люблю, и съездить на зарубежные гастроли не отказалась бы. Есть ли что-то, что не получилось?.. Твое видение изменилось по сравнению с тем, что было в самом начале?
Я не могу сказать, что чего-то не получилось, так как моя история еще не закончена. Но многие вещи по осуществлению проекта не давались мне длительное время; возможно, временная ситуация уже другая, и какие-то мои наработки уже не «стреляют» так, как прежде. Но я это не расцениваю как потерю. Видение изменилось. Я гораздо меньше реагирую на внешнее, на конъюнктуру так называемую. Мне это надоело, я готова время тратить только на то, что считаю важным лично для себя. Какие у тебя сейчас музыкальные пристрастия? Кого можешь признать своим авторитетом?
(***********) всех! и никого! О тебе неоднократно благожелательно высказывались многие уважаемые и влиятельные личности. Это помогло твоей "музыкальной карьере"?
Не знаю, это для меня загадка. Может и помогло кое-в-чем. Но не сильно. Ты много ездила по стране. В каких городах ты побывала? Кто занимался организацией этих концертов?
Я ездила средне. Есть немалое количество групп, ездящих много больше меня. А занимаются организацией, как правило, энтузиасты на местах. Они и приглашают. В таких городах есть один-два клуба, своя прослойка, посещающая мероприятия подобного формата - человек сто в среднем. У тебя большой опыт квартирных концертов. Как изменилось само явление квартирников по сравнению с 1996 годом, когда ты впервые начала в них участвовать?
Мало чем изменилось. Теперь, правда, многие делают эдакие "мажорские" квартирники, но это, видимо, и раньше было. Просто одна из форм выступлений, иногда довольно занятная. Что сейчас изменилось в Слушателе и в чем ты видишь причины этого?
Люди стали пресыщенными. Много слишком информации, сложно людей удивить. Зато стала формироваться "нишевая" публика, она уже имеет собственную культуру, по-моему... Это как?..
Это значит, что на концерты ходит уже подготовленная, «профилированная» публика, ее не надо вводить в контекст, она уже сама его создает. Это люди, либо принадлежащие к конкретной субкультуре, либо слушающие определенную музыку (этно например, или джаз). Есть таинственный миф о твоих связях с цыганами. Можешь немного рассеять мрак?..
Я познакомилась с ними на Грушинском фестивале в 1994 году. Это одна из определяющих встреч в моей жизни. Я рада, что с ними общалась тогда. Это не были цыгане "из диаспоры"… А цыганская песня меня всегда интересовала, и так получилось, что я ее переняла "из первых рук", можно сказать. Думаю, тебе приходилось слышать такие замечания, что твои песни гораздо лучше воспринимаются в личном исполнении - без какого либо дополнительного музыкального сопровождения. Знаю, что ты не отказываешься от такой формы и чувствуешь себя вполне комфортно на сцене даже в одиночестве. Твои песни, исполняемые под гитару, звучат полноценно и самодостаточно. Главное, что все это проникнуто живой энергией и правдивостью. Тем не менее ты активно экспериментируешь с другими музыкантами, как ты это объяснишь?
Я изначально все-таки хотела группу. Просто под одну гитару выступать часто технически удобнее, и ездить по городам - особенно. Какие-то песни я все-таки с трудом могу играть на одной гитаре, слушателю многое приходится "дорисовывать" в воображении. Но в последнее время мне даже интересно стало сочинять такие песни-композиции под гитару, нестандартные, камерные. Плюс Петя с виолончелью и Катя с саксом, что расширяет возможности акустического звучания. А вот на альбоме, к примеру, песни не камерные. Их хочется на крупной площадке жахнуть. Ты довольна своим статусом? Ты хотела бы играть большие концерты, иметь вес в обществе, выполнять какие-то социальные функции? Мне кажется, что известные люди играют роль таких социальных мишеней, символизируя различные формы бытия.
По порядку. Большие концерты – да, конечно, я люблю большие пространства и возможности развернуться. Выполнять социальные функции – если бы у меня было больше возможности, а, главное, сил по оказанию помощи разным людям – да. Но для этого необязательно быть, скажем, сильно известной и много денег иметь. Если бы моя репа давала бы людям положительные ориентиры - да пожалуйста, я не против. Но для добрых дел репой светить не обязательно.)) Ты в курсе политических дел в стране или ты вне политики?
Какие-то вещи я отслеживаю, какие-то просто попадаются на глаза. Но я придерживаюсь того мнения, что чистая совесть – лучшая политика )) Ты смотришь телевизор? Слушаешь радио?
Телевизор где-то валяется, не помню, надо посмотреть. Радио – иногда, когда бываю в гостях у мамы. Интернет же под рукой. Он все покрывает. Есть ли ресурсы, которые ты регулярно посещаешь? Любимые сайты?
Практически нет. Я читаю дневники друзей, смотрю новости. В сети стараюсь бывать только по делу, а то оно затягивает... Читаешь ли ты книги, журналы? Какую литературу предпочитаешь? Что тебя интересует в жизни помимо музыки? Увлечения, любимые занятия...
Я в основном читать стараюсь. Люблю религиозную литературу, историческую, публицистику. Художественную сейчас читаю очень редко. Как ты относишься к новым пост-культурным веяниям: появилось большое количество книг о творчестве разных людей, реалистичных биографий, книг о книгах, фильмах, людях? Вот например мама Гребенщикова написала книгу о сыне, Гурьев - о Мамонове, недавно появилась книжка о фильме "АССА". С одной стороны это очередной этап раздувания шумихи вокруг достойных, в общем явлений, но явлений - достаточных уже в самих себе, с другой - открытие новых поучительных граней реальности, которые в общем имеют достаточно далекое отношение к искусству.
Сейчас сложно об этом судить. Должно пройти хотя бы лет 50. Пройдет – а потом окажется, что никто кроме Гурьева и мамы БГ о явлениях этих ничего достойного и не написал. Нужно хорошо знать внутренние мотивы пишущего, чтобы высказывать суждения о целесообразности его труда. А шумиха вокруг этих процессов (этих явлений) – вещь, к сожалению, неизбежная. Так не будем же ее кормить своим вниманием :-) Как тебе нравится то, что происходит сейчас в российской музыке?
В ней разное происходит, много всяких течений. И это хорошо. Все в наших руках – будем находить свою чистую воду. Технический прогресс нам в этом поможет. В общем, это отдельный и длиииинный разговор. Ты хотела бы попасть в телевизор? Чтобы твои песни звучали по радио?
В телевизор я уже попадала неоднократно )) это неплохое развлечение, но кому он сейчас нужен, ящик этот. Мне как-то довелось услышать, как Земфира в одном из своих телевизионных интервью жалуется на то, что ее не крутят по телевизору... А Жанна Агузарова так и вообще считает, что находится в глубоком андеграунде. Ты относишь себя к андеграунду?
На этот счет много всякого было говорено в свое время. Я же, если ты помнишь, являюсь «звездой андеграунда», и мне сей факт очень много и счастья, и горя принес в свое время. Поэтому я к месту и не к месту заявляла, что никакого отношения к нему не имею… Если честно – не знаю. Я ничем от З. и Ж.А. по большому счету не отличаюсь. Это называется – эстрадные артисты. Вся музыка делится на две категории – развлекательная и служебная (та, которую в храмах поют). Третьего не дано. Поясню – развлекательная не в смысле «легкая», а в том смысле, что это музыка для досуга. Более точно – для услады. Твоя популярность имеет очень специфический характер. Совершенно точно есть некий круг людей, где тебя любят, знают и очень уважают. Музыка, которую ты делаешь, не назовешь музыкой для массового слушателя. Или все-таки ты придерживаешься мнения, что она могла бы быть актуальной для многих? Не знаю. Некоторые отдельные песни – может быть (типа «Московской стройки»). В целом – не думаю, что она стала бы сильно популярной. Сомневаюсь, что эта песня могла бы стать очень "съедобной". Наоборот, за такое можно при случае и по шапке получить, т.е. я хочу сказать, что такая песня не только не может стать всеми любимой, но даже вызвать бурную негативную реакцию и неприязнь. Слишком уж не розовые там рассматриваются темы, и подачу трудно назвать "услаждающей". Поп-песня (в хорошем смысле, т.е. "популярная") должна быть нейтральной, простой и абстрактной, в ней могут звучать отголоски тем, так или иначе понятных и близких многим.
Спорное утверждение. Существует ряд авторов (например, Егор Летов), которые острыми темами снискали себе огромную популярность. Я не хочу сказать, что собираюсь следовать этой стезе - я не уверена, что это пользу людям принесет, скорее наоборот. Но прецеденты такие есть. В определенных кругах музыкантов есть мнение, что существует некая сила, которая "не пускает их в телевизор", вот если бы их показали - все бы их сразу полюбили… Мир очень мудро устроен. Известным становится только тот, кто для этого поистине создан. И такой человек будет всем своим существом стремиться к тому, чтобы его услышали. И каналы он найдет, а если нет – сам их создаст. Мы автоматически оказываемся на том месте, которое заслужили. Ты говоришь об известности, как о какой-то награде... Мне кажется это большая ошибка нынешнего мировоззрения - любое тиражирование судьбы и опубличивание частной жизни ведет к опустошению и обесцениванию уникальности внутренней тайны и лишению права на свободу личности. Такое разбазаривание кусочков собственной судьбы. Для меня известность - не столько награда, сколько насущная необходимость. И не известность даже, а скорее востребованность. То есть я считаю, 70 человек на концертах регулярно - это нормально, а 10 - уже аномалия. Для меня, как я уже говорила, важна концертная деятельность, а для концертов необходима публика. А буду ли я "светиться" при этом где-либо - меня мало волнует. Меня интересует своя публика. Небольшое сравнительно число людей, но регулярно посещающее концерты. Мне не кажется это желание каким-то запредельно нереальным. Как ты относишься к mp3? Ведь именно распространение mp3 привело к тому, что мы имеем сейчас в музыкальной среде: возможность прямого ознакомления с музыкой привела к тому, что "вкладываться" в нее стало не выгодно - пластинки не продаются, стабильная концертная деятельность доступна только для нашумевших. Сама слушаешь mp3?... Да. Это хорошо для нас, музыкантов. Музыка должна быть доступной. И хорошо, когда за нее можно давать пожертвования, которые являются делом сугубо добровольным. А концертная деятельность – она сейчас стала доступна для известных только потому, что групп стало очень много. Я знаю несколько примеров, когда люди стали известными именно благодаря мп3, благодаря интернету. Это гораздо эффективнее, чем раскрутка по радио и тиви. Ну, если за бугром еще как-то пытаются бороться с mp3, узаконивая его продажу, то наши уже давно нашли выход – что ты можешь сказать о расцветающем в нашей стране буйным цветом "жанре" корпоративов? Это далеко от меня, я не могу судить об этом. Время, когда я подрабатывала в кабаке и выступала на свадьбах, давно прошло. А если завтра позовут? Я не знаю. Позовут - посмотрим. К тебе часто относятся даже не как к музыканту, а как к лицу, являющемуся каким-то Представителем некой надкультурной среды, напрямую контактирущей с почти духовными сферами (насколько я могу это определить). Как ты на это смотришь? Гы. А кто ко мне так относится? Имена, фамилии?.. Вообще в таком отношении, если таковое наличествует, есть что-то неправильное, аномальное. Я все-таки считаю, что музыка обладает воздействием душевного характера, а не духовного, нельзя к музыкантам так относиться. Сфера духа - в другом, и отличается от сферы душевного (где обитает музыка) колоссально. Как ты относишься к почти выдыхающейся, на мой взгляд, тенденции эгоцентризма в современном обществе: искусственному нагнетанию культа отдельных лиц, безответности к окружающему, раздуванию мифов из ничего, преобладанию личных интересов? Как ты думаешь, это вырождение, болезнь, этап развития, за которым последует новый виток осмысления человеком своего места в мире, или это - вечная проблема, нормальное состояние для человечества, когда отдельной личности приходится вести непрерывную борьбу с "мировой глупостью" и постоянно делать выбор - присоединиться или противостоять? Ты ощущаешь это на себе? Да. В обществе сейчас это как никогда развито. Раньше это тоже было… всегда было, но далеко не всегда было официальной идеологией. Я прежде всего пытаюсь победить в себе этого алчного эгоиста. Как известно, это цепная реакция: победишь (хотя бы раз) в себе – поможешь другому. Что преобладает в твоем восприятии: реальность - это место испытания или вполне приятное место? Если можно так однозначно: жизнь - в наслаждение или во страдание? Реальность – место испытания. Жизнь не расцениваю как одно страдание. В детстве мне жизнь казалась без пяти минут раем, и лишь некоторые досадные помехи мешали ей быть раем на сто процентов. Сейчас, конечно, не так. Но мне сейчас не важно, наслаждение жизнь или страдание. Ведь это временно.
|