Главная | Журнал | Регистрация | Вход | Привет Гость   | bc | vk | fb | sc | tele |

АВТОРЫ
Библиотека состояний / State Library
sokpb avabodha
Assembly of honey
Crazy Compass
Aum!
The Black Diamond Train
Steve Layton
Zach Schneider
Senogul
Eco Rem (Pedro Acevedo)
Vincent Eoppolo
Александр Зузук / Deerevnia / Not So Evil
Янне Нуммела / Janne Nummela
Гаутам Карник / Gautam Karnik
Geluidenfabriek
Samy Ben Rabah
Luciole Langevine (Anne Couëdel)
Vitamin.D.D.Fish In Sea
Pro.Tone (Patrick Frey)
.К / tochka K (Евгений Кучмейно)
Somebody Bo (Александр Бождай)
Михаил Медведев / Mikhail Medvedev
Deep Man (Laurent Donckers)
Dead Lincoln (Theresa Flores)
Виктор Малышко
Unearth Noise
Марко Луччи / Marco Lucchi
plushandplastix
Ясный - Svetly
Karin Tarabochia (Augenmerk)
Нюра Заяц / Anna Zayats
Ishtadi (Jakob Ulrik Ahlers)
Илария Боффа / Ilaria Boffa
Анхель Онтальва / Ángel Ontalva
Главная » Журнал » Др. публикации



Екатеринбургер. Музыкальные хроники. Первый альбом группы Banga Jazz

Этим подкастом мы открываем серию радио-передач, в которых известный журналист, писатель и музыкант Антон Касимов будет рассказывать о некоторых интересных явлениях, происходящих в российской музыке. Это что-то вроде авторской передачи, в которой Антон делится своими мыслями, приглашает гостей, делает обзоры музыкальных альбомов и совершает экскурсы в историю музыкальной жизни Екатеринбурга (пока, для начала). Материалы, собираемые Антоном в рамках подкаста "Екатеринбургер. Музыкальные хроники", войдут в одноименную книгу. Так что все мы становимся участниками живого творческого процесса и имеем возможность следить за его развитием.

В дальнейшем тематика передач скорее всего будет расширена и не ограничится культурной жизнью только Урала. Передачи будут выходить в формате аудио-подкастов, которые можно будет послушать в записи в любое удобное время в разделе
РАДИО-ПОДКАСТЫ.

Екатеринбургер. Музыкальные хроники

Первый альбом группы Banga Jazz


Текст

Герой сегодняшнего подкаста Сергей Иваныч Чернышёв – основатель и лидер группы Banga Jazz. В прошлом, а именно, до 1992 года, Сергей Иваныч играл на гитаре в довольно известной группе «Апрельский Марш». Сегодня мы будет слушать фрагменты дебютного альбома Banga Jazz, записанного, аж в 1990 году в домашних условиях. Тогда же, кстати, Сергей Иваныч взял себе псевдоним Ив Бангару, намекая тем самым на африканские корни своей музыки. Этот дебютный альбом называется The Guitar’s Physiological Activity, что можно перевести как «Физиологическая деятельность гитары». И это название очень точное, потому как, фактически, Сергей Иваныч записал альбом в одиночестве, и почти все звуки, которые мы слышим на записи, произведены одной гитарой.

Честно признаться, я был сильно удивлён, узнав о существовании этой пластинки. Сергей Иваныч жил в соседнем дворе, иногда заходил к нам в гости, пили чай, общались с отцом. Они работали вместе на городской радиостанции «Студия Город». Сергей Иваныч вёл там несколько радиопередач. Я был уверен, что альбом «Zip Zap» 1995 года как раз и был первым у группы. Помню даже, что у меня была кассета с этим альбомом, я его довольно часто слушал, он мне нравился. Эта пластинка до сих пор является, наверное, самой известной и успешной записью Banga Jazz. Кстати, тогда группа ещё называлась Banga Banga. Слово jazz прилепилось только в 1998 году.

«Zip Zap» вышел в 2001 году на CD на московском лейбле «ОРТ Видео». А песня из этого альбома «My small, black, girl guitar» даже поднялась до второго места в хит-параде «Двух столиц» на радио Максимум, где работал тогда Михаил Козырев, давний друг Сергей Иваныча ещё по двору. Песня держалась в чартах восемь недель, а также позже была выпущена на сборнике «Максидром-2». На самом деле, по тем временам это был очень хороший старт для группы. Сам Сергей Иваныч говорит, что всё - это заслуга Михаила Козырева, который как-то приехал из Москвы в Екатеринбург погостить и узнал, что Banga Banga наконец закончили альбом. Козырев взял плёнку и увёз в Москву. Там всё и пошло. Сергей Иваныч не прилагал никаких усилий к промоушену альбома и группы.

Сергей Иваныч Чернышёв (Banga Jazz)Однако, я, кажется, хотел говорить о первом альбоме команды, который вынырнул для меня неожиданно спустя двадцать четыре года после его записи. Кстати, интересный момент. Эта пластинка тоже вышла на лейбле «ОРТ Видео» следом за Zip Zap, то есть, в выпуске на CD эти альбомы поменялись местами, возможно, поэтому у меня произошла такая аберрация в сознании. Альбом «The Guitar’s Physiological Activity» совершенно не похож на всё то, что Сергей Иваныч со своей группой делал потом. Он совершенно не похож на Zip Zap, который я принял за дебют, хотя в них и прослеживаются некоторые общие приёмы. Zip Zap состоял из песен на английском и якобы угандийском языке, но если учесть, что в Уганде сорок один язык, то на каком именно из них пел Сергей Чернышёв, я затрудняюсь сказать.

«The Guitar’s Physiological Activity» - инструментальная запись, за исключением первого трека под названием «Teoria Bangabanga», который служит своеобразным вступлением в альбом и финального номера – песни Manadala, которая впоследствии прозвучит и на альбоме Zip Zap, но уже несколько в другом виде, более приукрашенном. Кстати, благодаря этой песне, Banga Jazz регулярно выступала на фестивале «Старый Новый Рок», организованном Евгением Горенбургом и приуроченном ко дню его рождения. Кстати, у самого Евгения Горенбурга по сей день своя группа, довольно нелепая, называется «Топ». Евгений Львович считал песню Manadala выдающейся и непременно хотел слышать её на своём празднике. (Звучит песня ~ на 5:55 минуте).

Что же удивительного в альбоме «The Guitar’s Physiological Activity»? Для начала давайте вспомним музыкальный контекст времени, в котором записывался этот альбом. Напомню, на дворе стоял ещё вполне советский 1990 год. Рок-музыка, причём в её наивысшей степени социальности и протеста, окончательно влилась в масс-культуру. Алиса, Нау, Кино собирали стадионы, а их виниловые пластинки продавались миллионными тиражами. С другой стороны наступала синтезаторная эстрада, достигающая апогея в своей простоте и пошлости. В воздухе витали ощущения свободы и неизвестности. Но некоторых также посещало чувство безнадёжности. Многим музыкантам хотелось заявить о себе с помощью остросоциальных текстов, яркого антуража или шокирующего обывателя поведения. ( У группы «Объект Насмешек» была даже такая песня «Я люблю шокировать»).

Сергей Иваныч Чернышёв решился говорить сугубо языком музыки. Одна гитара и магнитофон STM, на который был записан весь альбом, стали теми единственными и идеальными средствами для чистого музыкального высказывания, без какой-либо рокерской надрывности. Альбом «The Guitar’s Physiological Activity» поразительно не вписывался ни в одну тенденцию русской музыки того времени. Скажу больше, он во многом даже опередил своё время.

С первого же трека эта музыка кажется сложной. В ней много слоёв, она многогранна. Открывает альбом некий философский текст о человеке и его восприятии, прочитанный нарочито дикторским тоном, стилизованный под образовательную радиопередачу. На его фоне как будто бы настраивают гитару и звучат радиопомехи. Затем помехи превращаются в настоящее радио, оно становится всё громче и мы слышим аутентичную монгольскую народную песню. Затем радиостанция транслирует чудную африканскую мелодию и потом вновь зачитывается философский текст. Перед нами аудиоколлаж. Своеобразное звуковое письмо, погружающее в атмосферу загадочных, нехоженых троп, пустынных песчаных пейзажей, мира неизведанного и красивого в самой своей сути.

Banga Jazz - The Guitar’s Physiological Activity

Кстати, этот первый, вступительный трек называется «Теория Banga Banga». То есть, в ней как бы должно определяться, какую музыку будет играть Banga Banga дальше. И следующий же трек говорит нам об африканской основе этой музыки, её ритмической природе. Как будто бы на наших глазах разворачивается некое ритуальное действо, поддерживаемое тамтамами. Не зря всё же Сергей Иваныч выбрал себе такой псевдоним. (Звучит трек ~ на 12:14 минуте). В действительности в этой записи использовалась одна гитара и всякая бытовая мелочь в роли перкуссии, например, зубные щётки. Сергей Чернышёв говорит, что почему-то не выкидывал зубные щётки, как будто они ему подсказывали, что ещё пригодятся. Выяснилось, что когда ударяешь щёткой по струнам, это становится похоже на перкуссионные барабаны, которые активно используются в различной этнической музыке. Голос, кстати, тоже записывался в гитару, Сергей Иваныч пел прямо в звукосниматель и он ловил голос.

Когда я говорил, что этот альбом опередил своё время, я имел в виду следующее. Не нужно быть большим специалистом в области звука, чтобы определить аналоговое качество данного альбома. Шероховатости, неточности и помарки дают дыхание этой музыке, чувствуется, что внутри неё есть нестрогое свободное движение, это принципиальный негласный момент некоего противопоставления музыке механистической и секвенсорной. То, как звучит этот альбом, «цифровым» принципом сделать довольно сложно. Чтобы достичь подобного эффекта в «цифре», нужно тщательно прорабатывать едва ли не каждый такт, и вот эта кропотливость и выверенность сразу же будет слышна, вылезет, что называется, наружу и будет восприниматься как вычурность, декор, музыкальный дизайн - а это уже в корне противоречит эстетике и духу этой музыки. Альбом «The Guitar’s Physiological Activity» воспринимается естественно, чувствуется, что в нём нет нарочитости, он изготовлен в порыве. В некоторых треках без труда можно угадать влияние психоделиии конца 60-х, на ум приходят Фрэнк Заппа и King Crimson. (Звучит трек ~ на 18:06 минуте).

Очевидно, перед нами - минималистичная психоделия, краутрок без барабанов. В каких-то треках даже угадывается пост-рок. Но само понятие пост-рока появилось гораздо позже, чем была записана эта музыка. Несколько треков на альбоме вообще слушаются как дрон, но тогда такого жанра на Урале никто не знал и тем более не играл. Мне кажется, сейчас пропагандированием подобной музыки занимается модный американский портал Питчфорк. Этот альбом вполне уместно смотрелся бы в популярном паблике «Блуждающая аудиозапись», где выкладывается странная, как бы потерянная музыка, неизвестная, или скорее даже недооцененная, но крайне любопытная, не теряющая своей актуальности и подлинности.

«Я просто сидел с гитарой и играл, и то, что получалось, записывал. Я считаю, что это мой уникальный эксперимент, потому что такого я больше никогда не повторил», – говорит сам Сергей Иваныч в об этой записи. И это действительно уникальный эксперимент. Думаю, что это один из самых интересных и загадочных альбомов, записанных когда-либо на Урале. (Музыка ~ 22:00 мин.)

подкасты, Екатеринбургер
2014-10-23 | Др. публикации

Смотрите также:

ИНТЕРНЕТ-РАДИО
Meticulous midgets

Слушать сайт | плеер


ПОДПИСКА НА ЖУРНАЛ ММ

журнал ММ 2024

Купить журнал здесь


МУЗЫКА
Janne Nummela - Ocean of Milk

ИЗДАНИЯ
CD: Weideraufnachmer - Lost piano works

ВЫСТАВКИ
Город одним кадром

ССЫЛКИ

stopcran.ru © 2008-2024