Главная | Регистрация | Вход | Привет Гость | RSS vk fb tw bc lj tb sc

АВТОРЫ
6Needles
Cisfinitum
DJ СанКи
Время петь Псалмы
Анджей Войцех
Библиотека состояний
The Black Diamond Train
Evan Tyler
Geluidenfabriek
Eco Rem (Pedro Acevedo)
Теуникова & КоМПОзит
Holy Palms
i.m. (Иван Марковский)
Joga
Crazy Compass
Jars
Огниво
ДЖАН (Павел Щепетов)
Невидимки, смотрящие на ботинки
Янне Нуммела / Janne Nummela
Митота CLUB
Ясный - Svetly
Para Leila Khaled
Аnalog Sound
какао
Kruzr Ken
М-АРТель
Jet Plane
Ali & His Machine Guns
Павел Тукки (Pavel Tukki)




Главная » Статьи » 2008 » Январь » 22 » Электронная и живая музыка

Электронная и живая музыка

Электронная и живая музыка Мне не раз доводилось слышать такое противопоставление, как электронная и живая музыка. Странно, если вдуматься: как будто музыка может быть неживой? Чаще всего такие представления коренятся в банальной безграмотности некоторых приверженцев "классической традиции" по поводу основ создания музыки электронной. Некоторые наивно полагают, что достаточно "на кнопочку нажать" и все само заиграет, а все электронные звуки считают "фанерой", не принимая в расчет, что большая часть того, что в нашей стране считается музыкой - ею не является (и виной тому совсем не электроника), и что подавляющее большинство современной музыки написано с помощью электронных сэмплов, имитирующих живые инструменты.

Когда они об этом узнают, то чувствуют себя чудовищно обманутыми и оскорбленными. Между тем, написание партии для электронного инструмента часто намного более трудоемко, чем запись напрямую звучащего инструмента. И то, что музыкант собирает партию на компьютере, совсем не всегда означает, что он не умеет играть. Упрекать музыканта сегодня в том, что он использует в музыке готовые сэмплы, сродни, наверное, тому как если бы древние музыканты, не знающие нотной грамоты, упрекали бы тех, кто первым начал записывать музыку на бумагу.

Конечно, при создании электронной музыки используется другой подход - но ведь он используется ради конечного результата: характерного звучания музыкального произведения. Для написания пасторали и концерта для скрипки с оркестром тоже использовались разные подходы, но никто не утверждает, что что-то хуже или лучше. Такие вещи не сравнивают (тем более сейчас).

Что же заставляет музыканта предпочитать в некоторых случаях электронику живому инструменту?

Ну, во-первых, не все инструменты являются доступными. Во-вторых, человек не может владеть всеми инструментами, которые могут ему понадобиться для выражения своей идеи. Не всегда можно найти музыкантов, которые владеют необходимым инструментом на необходимом уровне. Достаточно часто случается, что пишущий музыку человек прекрасно владеет многими инструментами, но он не может играть на них на всех одновременно - особенно это касается живых выступлений - тогда музыка частично прописывается в электронном виде (кстати, это может быть даже настоящая запись живого инструмента). Заявления типа: играй, на чем умеешь, покажи, на что ты способен - к музыке имеют мало отношения и больше напоминают совковую тоску по соревнованию между десяткой ничем не отличающихся друг от друга групп за право быть услышанными.

Да, использование готовых сэмплов значительно влияет на эксклюзивность музыки. Услышав какой-то звук в одном месте, мы сразу же узнаем его, если он звучит где-то еще... Странно, ведь мы же не кричим, что это уже было, когда слышим то тут, то там обычную скрипку. Многообразие электронных звуков расширяет возможности музыкального выражения, а возможность их коррекции позволяет добиться неожиданного звучания даже от уже "заготовленного" сэмпла. У электронщиков больше шансов быть непохожими друг на друга - отсутствие этого качества объясняется только ленью и недостатком воображения. И еще нарочным следованием каким-то стандартам в желании угодить слушателю.

Электроника позволяет преображать звучание и живых инструментов (с тем же рвением, с которым одни хотят добиться правдивой передачи - другие будут заниматься Поиском Нового Звучания и изменять традиционное). Если мы сейчас отнимем у гитаристов процессоры, которыми они пользуются, - останется уже маловато: наш слух уже избалован. Но я не говорю о вечно актуальном звучании струны живого инструмента, вмещающем всю глубину слуховых ощущений. Этот тихий камерный звук все сложнее в наш век передать, и все меньше становится людей по-настоящему знакомых с ним: звуком, равноценным дыханию. Сложно его и записать.

Когда перед музыкантом стоит задача записать партию на живом инструменте, помимо владения им, он должен еще показать какие-то эмоции, вложить чувства. Достаточно часто в записи мы слышим не лучшее, на что способен музыкант: не только потому, что на его настроение влияет и обстановка, и самочувствие, и даже ха-ха погода, но и потому что все эти факторы влияют и на качество записи тоже. То, что мы услышим потом, будет зависеть от малейших нюансов, вплоть до того, где стоит микрофон, под каким углом он был направлен, в каком положении находятся ручки на пульте звукорежиссера, каково атмосферное давление и влажность и т. д. - каждая мелочь (особенно тонко это все ощущается при работе с акустическими инструментами). И скорее всего мы услышим совсем не то, что слышат люди непосредственно во время записи, и уж конечно не то, что они хотели бы воспроизвести (про изначальный замысел лучше вообще помолчать). В этом магия музыки - магия ее создания даже на этапе записи.

Создание музыки с использованием электронных инструментов в этом смысле более точная наука. Оно позволяет добиться звучания, с наибольшей вероятностью приближенного к требуемому. Здесь магия в другом - найти необходимый звук и довести его до нужного состояния, гармонично и уместно вписав его в общую канву происходящего. Что получится в итоге, когда все звуки сплетутся в единую мелодию - также трудно предугадать, как и в первом случае.

Эти вещи можно сравнить с фотосъемкой на аналоговую и цифровую камеру. Снимая на пленку, мы не знаем, что же там у нас на самом деле получится, как все это будет на снимке - каждый отпечаток, как чудо, которое нам откроется только после того, как мы проявим пленку. Цифровая фотография позволяет гораздо быстрее оценить результат, потому что мы видим отснятое изображение сразу - но никто не считает эту особенность недостатком, наоборот, такая возможность позволяет сделать фото наиболее качественно: тут же изменить ракурс, увеличить диафрагму.

Кстати, по поводу фото - многие считают пленочную фотографию более художественной. Может быть дело просто в потере качества? Хорошее качество обнажает недостатки (в том числе и недостатки реальности - а их сокрытие добавляет изображению привлекательности).

И неспроста, я думаю, мы с таким упоением слушали когда-то эти скрипящие кассеты, с которых доносилось что-то мало внятное (десять раз переписанное), но такое завораживающее. Если бы тогда нам дали послушать все это в цифровом качестве - возможно у нас было бы совсем другое мнение.

Но ностальгия по отсутствию качества берет свое - музыканты не жалеют никаких бюджетов на то, чтобы показать, в каких ужасных условиях записывалась эта музыка.

Статьи | now

Музыкальные релизы:

I.M. / Иван Марковский: ХИРОСИМА (сингл)

Люмены: Обыкновенно

Эолитов сад - БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ВЕДРО

Аnalog Sound - autist

Karin Tarabochia (Augenmerk) - Poetry with Music

М-АРТель: проект Точка сборки

Samy Ben Rabah - Mandolin Thoughts

Джан - Беда и деградация

Pavel Tukki: NEGA

Юлия Теуникова: альбом ТАЙМЕР

Crazy Compass - проект ВЕЛИКИЕ ДЕЛА (коллаборация 2016)

Somebody Bo - Passing

Lisa Miles - 2015 Dark Edge Post-Punk

im: 96-01

Live Sound Duo - После дождичка в четверг


Смотрите также:

РАДИО

ИНТЕРНЕТ-РАДИО
Meticulous midgets

сайт | проигрыватель | окно

Для удобного прослушивания
и вывода информации о треках
выбирайте сайт/проигрыватель.


Для размещения плеера на своей
странице пройдите в раздел:

Интернет-радио

МУЗЫКА
Другие - Теуникова

ВЫСТАВКИ
Два цвета прошлого
Boundariver

ССЫЛКИ

stopcran.ru © 2008-2017